Категория: Немного истории

Сегодня уже никто не сопротивляется

ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ УМАЛЧИВАЮТ УЧЕБНИКИ,

хотя это была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах. 



Эту войну историки чаще называют «ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ», потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали; если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила... 

В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали с дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом в назидание другим. 

Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином. 

Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: В НАШЕМ СЕЛЕ НИКТО НЕ ПЬЕТ! 

Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о безоплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: «НЕ ПЬЕМ!» 

К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. 
К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству. 

В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету… ТРЕЗВОСТИ! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать. 
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. 
В Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). 
Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами. Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших. 

С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года». 

Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения». Власть имущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках — неуютно. 

Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз. Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами... 

Это глава из книги «Ты меня уважаешь?» саратовского краеведа, члена союза писателей России Владимира Ильича Вардугина. 

 

 

Антиалкогольный плакат в Российской империи

Обсудить у себя 5
Комментарии (4)
Комментарий был удален
Комментарий был удален

danila, мне нравится твой вопрос: "на основании какого закона секли крестьян"?

Так ведь телесные наказания и методы устрашения на Руси когда отменили?  Правильно - 150 лет назад, 17 апреля 1863 Плександром 2. И то императотский указ отменял лишь тягчайшие телесные наказания. (За два года до этого, 19 февраля 1861 года, он же отменил крепостное право в России.) Без Интернета до глубинок новости доходили очень долго

А менталитен населения остается таким до сих пор — чуть что сразу «на дыбу».

Кто кого громил?

«В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету… ТРЕЗВОСТИ! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать. 
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах.»

Фамилии, вероятно, можно найти в архиах, если кому интересно

 

Комментарий был удален
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков инстаграм
 
Теги
20 октября день сергея зимнего американские ученые американцы англия а небо все слышит антиалкогольная война ария аюрведа бабушки болезни брак варварство в блоге в выходной день в гармонии со вселенной взорвать меркурий видео визуальная манипуляция влияние запахов в.матвиенко вода в офисе возьми мое сердце волшебный пендаль воры воспитание сыновей всемирная ночь летучих мышей всемирный день туалета всемирный праздник туалета в соцсетях выйти замуж за фермера выучить стихотворение гендерная идеология годовщины свадеб гражданская позиция грибы девушка дедушки день петра и февроньи муромских дети дети познают мир детки для души добрая сказка домашние яйца домашний мармелад домашняя еда друзья мп душам незачем лгать европейская толерантность европейские ценности единая мировая электронная система жажда жизни жена женская магия женская судьба женщина жизнь жить полноценной жизнью заблокировали зарплатную карту закон обмена энергиями закон рита законы запахи запрет трезвости защита от энергетических вампиров зимние каникулы знаки зодиака известные фразы искусственный рис как защитить дом календарь 2017 календарь не счастливых дней капитализм качественная вода китайский чай кот кошка леонид филатов - стихи лондон людмила соснина медстраховка меладзе небеса мировой центр сатанизма многодетная семья мои цветы морской конек моя бабушка мужчина мужчины муса джалиль мы с внучкой на завтрак яичницу название свадеб по годам наказание родителей накормить кота нам некогда любить народное средство от ожогов народные календари народные праздники народные приметы наступление зимы по народному календарю натуральный продукт несчастливые числа новое японское шоу "обонато" обряды и ритуалы однако ольга васильева - планы на будущее о не лети так жизнь освежитель воздуха дома осенне-зимний период осенние красавицы осень отношения очистить ванну перенос выходных в 2017г погода в крыму подорожание продуктов подорожание проезда в маршрутках польза яиц понедельник понравилось в соцсетях понравилось в соцсетях сегодня порчи послевоенное время православные девушки праздники 2017г праздники народные и церковные праздник летучих мышей преступники приятного вечера продукты из китая проклятья пятница-13 работаем братья разные люди репродуктивное здоровье молодоженов ритуалы наших предков родные продукты родственная душа рпц русская женщина сало в тузлуке сальтисон домашний сальтисон из свиной головы сатанизм сбербанк сглазы секс-диктатура сельское поселение сельчане селяне семейные отношения семья сметана снежана аэндо советский народ советы бабушки соло соль спортсмены срок годности продуктов сталин старшие люди стихи счастливые отношения сыровяленое мясо в домашних условиях тайные метки там высоко танго танец украинская греко-католическая церковь уставшие от жизни люди февронья купальница фильм "частоты" цены на продукты человек человеческая мораль что для чего в нашей жизни что значат народные приметы школьные сочинения шуфутинский экодук энергетика дома энергетическая уборка дома энергия фотографии ювенальная юстиция юмор яичница в тесте яйца